Хошеутовский хурул еще реставрируется |
![]() |
Общество |
07.08.14 11:01 |
Деревня как будто спала, хотя был разгар рабочего дня. Хурул, который в октябре прошлого года был выкрашен снаружи в белый цвет, ныне сияет желтыми красками. Внутри – стены и своды голубого колера. А работы еще – как минимум на пару месяцев. Несколько мужчин тихо трудились. «Бог в помощь!» – поприветствовали мы рабочих. Один из них запретил нам фотографировать: «Идет реставрация, поэтому нельзя здесь находиться. Вот когда закончится она, тогда – пожалуйста, заходите, снимайте». Со словами «я вам не запрещаю здесь находиться, но снимать внутри нельзя» он подгонял нас к выходу. Спросили ответственного за работы Александра Полякова, с которым за три дня до приезда разговаривали по телефону. Александр Владимирович вышел из соседнего с храмом дома. Попросив выключить диктофон, он сказал, что ремонт продолжается, нужен еще примерно месяц. Подошла и гендиректор подрядной организации «ООО Норд-Билд-2» Людмила Ильина. Она сразу высказала недовольство: «Приезжают все, потом пишут что попало. Вчера звонят: “Мы заказали автобус, хотим приехать”. Зачем?! Вот была статья, кто-то из КИГИ РАН написал, что я колонны снесла и в Волгу сбросила. Ну, зачем ерунду писать?! Это в 61-м году случилось. Я, наверное, в 10-летнем возрасте приехала и разрушила колонну?» Мы обшарили все сайты, где имеются упоминания о Хошеутовском хуруле. Но нигде не обнаружили публикации о том, что сообщила Людмила Анатольевна. Есть статьи ученых и журналистов, есть другие заметки об истории храма, в них рассказывается и о разрушениях, которые претерпел хурул в 30-60-е годы прошлого века, и о поре забвения. Но никаким образом публикации не касаются персоны гендиректора. Потом Людмила Ильина посоветовала обращаться в «госорганы» с вопросом, когда будет комиссия принимать реновированный храм: «А мы заканчиваем работы 30 августа». Под досками у входа в хурул и над ними валялись два когда-то белых хадака с золотой бахромой. «А это вот гости приезжают и вешают их или привязывают на решетку окон, – на наш недоуменный вопрос отвечает Александр Поляков, – что ж вы думаете, мы не понимаем? Всё, что здесь оставалось, я складывал в коробки, всё хранится. А это ветер уносит. Говорили мы, чтобы ничего не вешали – всё равно не слушают». «А недавние туристы стены снаружи расписали, – добавляет Людмила Ильина, – зачем это делать?! И кто ни приедет, все заявляют, что они то из администрации, то еще какие-то начальники… Зачем нам мешать? Мы работаем!» Перед отъездом мы зашли к Валентине Тихоновой, 30 лет присматривавшей за хурулом. Говорим ей: «Газета “Харабалинские вести” пять лет назад назвала вас Захаровой. Мы уж подумали, что вы замуж вышли». Валентина Константиновна засмеялась: «Да, может, чего спутали». Оказалось, рабочие Александр Горелов и два Алексея – Лунёв и Тихонов – местные, из Речного. А Тихонов Алексей – сын тети Вали. Он давно участвует в восстановлении храма. Когда-то сказал матери: тянет меня туда, пойду, поработаю. Валентина Константиновна говорит, что вначале ее не понимали окружающие: это ж другая вера, зачем тебе? Она в свою очередь удивлялась: так ведь Бог един! «Я переписала десять православных заповедей и десять заповедей буддизма, – говорит тетя Валя. – Они практически одинаковы! Не убивай, не кради, не лги, не прелюбодействуй… Показала знакомым – смотрите, какая разница? Почти никакой. А святое место – оно святое для всех». Нам пора было ехать в Цаган-Аман. Спросили дорогу на переправу в Замьянах. Тетя Валя вышла нас проводить. Помахала ей рукой из машины, она тоже. Машина рванула, поскольку до прихода парома оставалось минут двадцать. А через минуту я видела удаляющуюся согбенную фигуру худенькой женщины, крестившей нас вслед. Райма ГРИГОРЬЕВА |
Комментарии (появляются после проверки модератором)