Полный улет! Печать
Экономика
22.02.08 23:00

БУДЕТ ЛИ У РЕСПУБЛИКИ ПОЛНОЦЕННЫЙ АЭРОПОРТ?

Лет 12-15 назад самолеты из элистинского аэропорта ежедневно отправлялись в 27 городов страны. Этому виду транспорта отдавали предпочтение все, кто хотел путешествовать быстро, выгодно и удобно. Атмосфера аэропорта была наполнена жизнью: с кем-то прощались, кого-то встречали, голос из динамика приглашал пассажиров занять свои места в салонах самолетов.

И работал тогда порт на внутренние авиалинии. Сегодня его статус вырос - наш аэропорт стал международным. А звание, как говорится, обязывает. И люди надеялись, что настала пора, когда запросто можно будет слетать в Турцию, Арабские Эмираты, да хотя бы на Украину или в Казахстан. На самом же деле мы имеем теперь всего два рейса в неделю, и оба в одном направлении - в Москву.

К тому же будущее ОАО "Аэропорт Элиста", если учесть еще и тот факт, что он выставлен на продажу, покрыто мраком неизвестности. Даже в самом ОАО нет единого мнения насчет настоящего и будущего положения дел. Их, по крайней мере, два. Приводим оба.

Мнение коллектива

Самый веский аргумент - документ. В качестве последнего приведем обращение коллектива ОАО "Аэропорт Элиста", направленное в четыре адреса: председателю Правительства РК Б.Сенглееву, прокурору РК (уже бывшему) А.Донченко, Уполномоченному по правам человека в РК В.Сависько, руководителю Государственной инспекции по труду А.Сидоренко:

"Мы больше не видим выхода из сложившейся у нас на предприятии ситуации. Одной из главных проблем является невыплата заработной платы с мая 2007-го по настоящее время. Нет нормальных условий труда: отсутствует теплоснабжение, т.к. в октябре списали котлы и закрыли котельную, работать приходится в экстремальных условиях, температура в помещениях не превышает 5-10 градусов тепла, а в морозы и того ниже, отсутствует водоснабжение, нет питьевой воды.

27 июня 2007 года в газете "Известия Калмыкии" руководитель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры В.Акугинов отчитался, что нам полностью выплачена заработная плата по май 2007 года и что впредь она будет выплачиваться вовремя. На самом деле зарплата за май частично выплачена только в декабре 2007 года.

Наши обращения к генеральному директору ОАО "Аэропорт Элиста" Бембетову В.П. бесполезны, он ссылается на то, что мы сами должны зарабатывать деньги. Извините, как может зарабатывать деньги авиационный техник, водитель, диспетчер или агент отдела перевозок, сотрудник службы авиационной безопасности, если их прямая, непосредственная работа связана с обслуживанием пассажиров и авиационной безопасностью полетов?"...

Этот документ датирован 24 декабря 2007 года, а через месяц с небольшим состоялась встреча и с самим В.П.Бембетовым.

Мнение начальства

- Вы о хорошем будете писать или о плохом? - с очаровательным простодушием спросил генеральный.

Пришлось поторговаться, ибо хотелось услышать рассказ о жизни аэропорта такой, какова она в реальности…

- Владимир Петрович, аэропорт оправдывает статус международного или только числится таковым?

- Мы функционируем как международный аэропорт, у нас есть своя таможня, свой пограничный пост. Чехи, которые приезжают инспектировать "ветряки", напрямую к нам прилетают, проходят границу… Потом опять проходят и улетают…

- А где же самолеты, которые в свое время были приписаны к элистинскому аэропорту?

- Когда-то здесь был объединенный авиаотряд, куда входили Управление воздушным движением, авиакомпания и сам аэропорт. Потом у государства возникла идея разделить их, поэтому сейчас Управление воздушным движением - это одна организация, авиакомпания - другая, аэродром - третья. Мы - здесь, а авиакомпания - в Москве, самолеты прилетают оттуда. А мы, как аэровокзал…

Информация к размышлению

По поводу "улета" самолетов элистинского авиаотряда существуют разные версии. По одной из них, один самолет в свое время улетел в Москву и пропал там. По другой - самолет (это, наверное, был другой), направленный на регламентные работы в Минск, тоже исчез бесследно. А всего в элистинском аэропорту насчитывалось, как припоминают его старейшие работники, около десяти ЯК-40 и около тридцати АН-2. Число пилотов переваливало за 200. Стремясь удержаться на плаву (или правильнее: на лету), отряд, чтобы окончательно не развалиться, выбрал директором порта своего человека. Не помогло, выходит…

- Получается, все ваше имущество на сегодняшний день - посадочная полоса и здание порта?

- Ну да. Тогда, в 1998 году наш славный аэропорт, имевший в те времена свой авиаотряд, уже потерял все, выполнялся только один рейс - в Москву. И, собственно говоря, никаких перспектив не светило. Но наш президент добился того, что аэропорт стал международным. Если прежняя полоса была протяженностью в два километра, то теперь ее довели до трех километров двухсот метров, у нас теперь могут садиться все типы современных лайнеров. Но, чтобы аэропорт работал в полную силу, надо создать дополнительные условия. Одно из них - расширение рулежной дорожки. Нам в этом году выделили 220 миллионов рублей, это дает возможность приступить к ее реконструкции.

Информация к размышлению

Говорят, реконструкция взлетной полосы обошлась в 870 миллионов рублей. И еще 220 уйдет на приведение в порядок рулежной дорожки. Но и на этом проблемы аэропорта не кончатся: надо восстановить ближний приводной радиомаяк, заменить километры подземного кабеля, срок эксплуатации которых давно истек, полностью менять систему энергоснабжения аэропорта, равно как и теплоснабжения. На все потребуется еще сотни миллионов рублей. Где их взять? С другой стороны, ходят слухи, что "Росимущество" выставило аэропорт на торги.

- Владимир Петрович, в чьей собственности находится аэропорт сегодня?

- Это открытое акционерное общество, 100% акций его находится у государства, у «Росимущества».

- Тогда насколько верен слух, что "Росимущество" выставляет его на торги и китайцы собираются купить его?

- Есть и другие претенденты…

Тамара НАСТАЕВА
ПОСЛЕСЛОВИЕ

"Международный" - это, конечно, звучит. Однако сколько ни повторяй слово "халва", во рту слаще не станет. Ведь этот статус, кажется, уже был присвоен нашему аэропорту. Тогда и здание аэровокзала отремонтировали и, говорят, сгоряча закатали в асфальт посадочные огни, и планы радужные строили.

Действительность же оказалась куда прозаичнее: старенький ЯК-40, изредка берущий курс на Первопрестольную, вот и все достижения республиканской гражданской авиации.

Как известно, история развивается по спирали, и как в дурном сне не дает покоя мысль, что это мы уже проходили. Как и прежде, многие жители Калмыкии предпочитают добираться на автобусе до соседнего Волгограда, а потом без помех лететь в нужную точку страны или же за рубеж.

Таковы реалии дня, которые, скорее всего, перейдут в долгосрочную перспективу. Так что определение "международный" не более чем красивая конфетная обертка…

 

Наверх