Так чего ж мы хочем?.. Печать
Образование
02.07.15 15:53

Старею, что ли?.. Как пели мои любимые «Иваси» – Иващенко и Васильев, «раздражаться стал по мелочам». Услышу где-нибудь «звОнит-ложит» – аж трясёт всего, как от удара электротоком.

Работаю в одной провинциальной радиокомпании. На днях молоденькая сотрудница – но при этом уже редактор какого-то там отдела – обращается ко мне: «Вы ложьте, ложьте на стол, я проверю». Отвечаю: «Хорошо, ложу-ложу». Ожидал хоть какой-то реакции от коллектива. Никто даже не улыбнулся. Страшно стало…

Что это? Признаки культурно-образовательной девальвации?

Сколько в свое время перьев было сломано в спорах о пользе-вреде цензуры. Да, когда отдельным индивидуумам и общественности в целом затыкают рот по политическим соображениям – это, конечно, гадко. Но, вспомните – ведь до развала Союза встретить растиражированные массовым порядком «перлы» безграмотных графоманов было невозможно. По одной простой причине: цензура в лице заведующего отделом, ответственного секретаря, заместителя редактора, самого редактора не пропускала. Сейчас за ваши «бабки» — любой каприз.

Когда мы еще не знали компьютеров, а мне было лень или некогда лезть в толстенные словари при затруднении в написании какого-то непростого слова, я попросту звонил своей любимой учительнице по русскому-литературе: «Как правильно?» И всегда ответ был предельно четким и грамотным.

Как калькуляторы медленно, но верно отучили нас считать в уме, так и компьютерный автоматический корректор при наборе текста избавляет от необходимости вспоминать правила русского языка. Хотя, оказывается, даже такой халявной шпаргалкой не все умеют пользоваться.

Если бы не видел своими глазами – честное слово, не поверил бы. Молоденький рекламный агент радиокомпании «давит клопов» по клавиатуре, набивая текст делового письма, а вся страница — в красных подчеркиваниях. Объясняю ей, что такое автоматический корректор и как им пользоваться, в ответ недоумённое: «О! А я и не знала про такое».

Вскоре девушка купила новенькую иномарку.

Ладно – провинциальные СМИ. А федеральные телеканалы: приглядитесь-прислушайтесь, сколько там сегодня малограмотных редакторов, журналистов.

«На сегодняшний день…» Сего дня — и так уже понятно, зачем еще один «день»?

«Двух тысячи пятнадцатый год». А почему не «две тысячи»? Мы же не говорим «одной тысячи девяносто первый год».

«Январь-месяц, март-месяц». А разве те же январь или июль – стулья или деревья?

Еще одна очень распространенная ошибка у теле- радиоведущих: «Он заявил, что я обязательно выполню это решение». Вероятно, не желая допустить тавтологию («он заявил, что он…»), человек вставляет местоимение «я». Но смысл-то меняется! Получается, «решение выполнит» не герой-имярек, а журналист.

…Знаете, недавно до меня дошло: а ведь все это — «привет» из наших «лихих девяностых». Вспомните страшное: когда люди с двумя высшими образованиями торговали на рынке трусами. Грамотные специалисты (как моя любимая учительница) покинули систему образования – кто вышел (а не «ушёл») на пенсию, кто просто в нетях. «Иных уж нет, а те далече». Остались такие, как та девчушка с новенькой иномаркой. Ну, ладно, она «спец» по рекламе, а ведь другие – такие же безграмотные – наших детей учат.

А иные, получив заветную «корочку» журналиста университета Питера, Ростова или же Калмыкии (да любого региона), продолжат тиражировать элементарную безграмотность и скудоумие.

Так чего ж мы тогда, спрашивается, хотим? Или уже-таки «хочем»?..

Валерий БОРИСОВСКИЙ, журналист

 

Комментарии (появляются после проверки модератором)  

 
-2 #1 Аскет 02.07.2015 18:42
В первую очередь надо обратить внимание на школу . Как у нас преподают ? Качество и методика обучения на очень низком уровне! Учителя порой не имея необходимой квалификации обучают детей граммоте. Не так давно был в Москве и. Довелось общаться с высокопоставлен ным чиновником из МинОбра. Так вот этой осенью будут проведенны инспекционные проверки в том числе и в Калмыцких школах по . Цель выявлять нарушения в форме и методике обучения , а также соответствие нормативным актам . У нас очень много школ где такие нарушения сплошь и рядом! У нас часто встречаются учителя со средним образованием работающие в старших классах, что является грубым нарушением и с этого года очень строго наказываются ! Уважаемые директора школ ! Обратите на свой преподовательск ий состава внимание! В школе должны работать грамотные и адекватные учителя ! Больше работайте с родителями! Скоро в школах появится бальная система , тогда будет поздно вносить изменения ! Все директивы уже приняты .
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+8 #2 Камлак 03.07.2015 04:29
Автор, конечно, во многом прав, но в чем-то и не прав. Например, наша родная калмыцкая пресса пестрела в советские годы дикими графоманскими стишками всяких кукарек (или кукареков?). И так же было по всему Союзу. Да и о тогдашней грамотности - это огромный миф. Помню, диктант по русскому у нас в классе всего несколько человек (из примерно сорока) могли написать на 4 и 5, остальные - на тройки и двойки. Что же касается выражения "на сегодняшний день", то это просто такая фигура речи, которая называется плеоназм (речевое излишество, так сказать), и в данном случае означает уточнение, что какое-то явление имеет место быть именно сегодня, в не вчера или завтра. Мы ведь нередко говорим "сжатый кулак", и этот плеоназм тоже правилен с точки зрения русского языка - хотя и так всем ясно, что несжатых кулаков попросту не бывает. Такие дела...
Цитировать | Сообщить модератору
 

Наверх