Толчок к размышлению Печать
Среда выживания
22.03.16 20:52

Должен ли закрыться частный вокзал, не имеющий бесплатного туалета?

Нечасто ездишь автобусом в соседние города. Но иногда приходится. И тут – полный атас!

Вначале вам говорят по телефону 3-73-73 (диспетчерская ОАО «Калмавтовокзал»), что проезд до Ростова стоит 720 рублей. Еще советуют: автобус в 23:30 прибудет, заранее приезжайте, ровно в 24:00 он уйдет. Появляешься заблаговременно на вокзале, а в кассе продают билет по 1011 рублей на астраханский рейс, отправляющийся из Элисты в 00:17.

Выражаешь возмущение, но Елена Бадмаева (так написано на бэйдже у кассира) отвечает, повышая голос, вопросом: «А что я сделаю, если перевозчик позвонил и сказал, что билет будет столько стоить?!».

До посадки есть 40 минут, и на всякий случай идешь в туалет. Там еще 10 рублей пытаются взять. На вопрос: «А с каких пор утратили силу «Правила перевозок пассажиров…», утвержденные постановлением правительства РФ от 14 февраля 2009 года?» – женщина из окошка извинительно: «Туалет же частный». «Так и вокзал давно частный», – отвечаю.

tkalЗаплатить всё же пришлось (надеюсь, мне вернут и эти 10 рублей, и разницу в стоимости билетов), потому что кассир затянула песню о том, что ей придется из собственной зарплаты отдавать деньги хозяину сортира. Местный Веспасиан, получается? Слова этого римского императора, который ввел налог на общественные уборные: Pecunia non olet! («Деньги не пахнут!»), давно стали крылатыми, и вспоминаешь их часто.

…Тут возникла еще одна тетенька, воинственно подступившая ко мне: «И что – постановление? Кто такая, что не хочешь платить?». Ответила ей, что не раз приходилось писать о туалетах, доступ к которым должен быть бесплатным на вокзале. И он, собственно, был безвозмездным при предъявлении билета, во всяком случае, пару-тройку лет назад приходилось забежать в это заведение перед поездкой в Москву.

– А вы не назовете свое имя, я ведь представилась?.. – обращаюсь к женщине, но та, бурча что-то под нос, юркнула к выходу.

Кассирша удостоила меня повышенным вниманием – вышла из своей загородки и даже разрешила: «Проходите бесплатно». Ну, уж нет, заплатила ведь.

Впрочем, помещение, куда «проходить», не то, чтобы не розарий, а вообще-то чистить его надо, да и вид у него удручающий. Бурчавшая тетенька, как я поняла, была уборщицей. Наверное, всю прибыль забирает хозяин, раз так плохо убирают в его владениях?

Ростов – папа?

На главный автовокзал Ростова-на-Дону прибываем в 8:50 – 450 км преодолены за восемь с половиной часов. Очереди на "толчок" пока нет. Она будет огромной, как и толпы в билетные кассы (с советских времен такого не видела!), во второй половине дня. Несмотря на то, что вход в него в здании вокзала – 20 рублей.

– Не подскажете, где бесплатный туалет для пассажиров? – спрашиваю у двух женщин (одна деньги принимает, другая, видать, убирает).

– Возле 14-й платформы.

Вышла из здания. Нашла эту площадку. Вижу лишь зону для курения. Вернулась. Пришлось заплатить эти 20 рублей, потому как было уже невтерпеж искать бесплатный нужник, который спрятали под вывеской «Диспетчерская. Служебный вход». Никто ведь, если приспичило, разведку не будет проводить. На то и рассчитано. Да уж, Ростов скорее отчим, чем папа.tros

Ватерклозет я найду после обеда, когда вновь приду в эти «главные ворота» города, чтобы уехать домой. Открыла-таки малоприметную, наполовину застекленную дверь с надписью «Диспетчерская». А за ней – длинный коридор, немало кабинетов (видимо, офисы), в том числе и с буквами «М» и «Ж». В последнем из шести кабин на трех-четырех скотчем были приклеены надписи «Не работает». Липкой лентой были заодно запечатаны дверцы.

Кстати, если погуглите, то найдете на Youtube видео о «новом» туалете Донавтовокзала, как его называет в сюжете та, что собирает деньги у входа. А здесь еще есть статья за 14 июля 2014 года о том, что заветное место «днем с огнем не найти»: http://www.donnews.ru/Na-glavnom-avtovokzale-Rostova-dnem-s-ognem-ne-nayti-besplatnyy-tualet_16108

Привет Волгодонску!

tros2В прошлом году еду автобусом из Москвы в Элисту через Волгодонск. На остановке заспанные пассажиры озираются по сторонам: где же это место, куда и цари пешком ходят? Водители автобусов обычно не поясняют. Несколько бывалых пошли к зданию, в котором располагалось это заведение. Там объявление о том, что вход – 15 рублей, а рядом даже выписки из «Устава железнодорожного транспорта РФ». Без толку напоминать сортирной вахтёрше, что в том же Уставе написано (ст.80): «Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами». Нормативный акт, кстати, действует с 2003 года, после того как дотошный екатеринбуржец добился в судебном порядке законного права пользоваться этим заведением.

В этом году на магистрали М6 «Каспий», по которой пролегает большинство автобусных маршрутов из Элисты через Волгоград в Первопрестольную, сортиры при кафе обходятся и в 20 рублей (есть, впрочем, и по 15).

Перевозчики должны делать остановки, согласно приказу минтранса РФ от 14 августа 2003 г., на оборудованных станциях, которые имеются обычно в населенных пунктах, т. е. заезжать на вокзалы или автостанции. О чем приходилось уже писать в феврале 2012 года. Но кто у нас следует каким-то приказам и правилам? Кафе откроют, не изучив законов. С туалетом и прочими объектами – то же самое.

Автобусы в Москву из Элисты, как, впрочем, и из других ближайших городов Юга России, идут по М6, не заезжая в населенные пункты. На этом маршруте, как и на других федеральных дорогах, за последние лет 15 открылось немало кафе. Но их хитроумные владельцы отделили гальюны в дополнительную статью дохода. И плата за них непрерывно повышается.

Non olet

После выхода статьи «Деньги, видать, точно не пахнут» в газете «Степная мозаика» я обратилась в Росавтодор с просьбой прокомментировать ситуацию: почему, собственно, пассажир должен платить за туалет? Федеральное дорожное ведомство не отреагировало на публикацию. Обращалась также в прокуратуру, которая переслала мое письмо в министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК. И оно подтвердило: да, «пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в автовокзале, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала». И еще: «Регулярный автобусный маршрут «Элиста-Москва», обслуживаемый перевозчиками Республики Калмыкия, согласован с органами исполнительной власти субъектов, через которые пролегает маршрут, без заезда на автовокзалы и автостанции, то есть следует транзитом. Остановки автобусов по данному маршруту следования производятся в соответствии с технологическим процессом перевозок: для отдыха водителей либо их пересмены, а также контроля за техническим состоянием автобуса и его заправки ГСМ (выделено мной - Р. Г.). Места таких остановок выбираются водителями, исходя из требований правил дорожного движения, требований безопасности».

Только непонятно: водитель может запереть пассажиров, пока будет отдыхать в «специально отведенном месте», или выпустит их? Он ведь не дрова везет. Или 20 часов поездки пассажир не должен пить-есть, пользоваться туалетом? В той статье я выразила надежду, что проблема будет совместно решена нашими правоохранителями, министерствами и их коллегами из других регионов с привлечением Росавтодора: «Почему в цивилизованных странах туалеты на автозаправках, в придорожных кафе доступны (они имеются и в автобусах), а у нас - non olet?» http://smozaika.ru/component/content/article/533

zaprosС тех пор прошло четыре года. От Росавтодора, Ространснадзора и других компетентных органов – никакой реакции. Получается, пассажиры – дрова?

А раз дрова, то какие от них претензии? Дрова потерпят. Так выходит?

Нормативный срок эксплуатации и немытый транспорт

О том, что автобусы грязные и старые (вероятно, они лет 10 колесили по дорогам Европы и теперь еще столько же или больше бороздят просторы России), тоже приходилось писать. Чехлы на подголовниках и креслах в салоне меняются, видать, раз в полгода, хотя подлежат замене перед каждым рейсом (либо сиденья должны быть кожаными и просто протираться). Почему же надзирающие за транспортом и пассажироперевозками органы (Ространснадзор), а также управления Роспотребнадзора Калмыкии, Ростовской, Астраханской и других областей отправляют автобусы по маршруту без предварительной проверки?  Видимо, потому, что «Санитарно-эпидемиологические требования по дезинфекции автомобильного, городского наземного и электрического пассажирского и грузового транспорта», которые в проекте еще с 2010 года, так и не утверждены.

Попыталась уточнить в управлении Роспотребнадзора по РК, действуют ли эти требования, имеются ли другие СанПиНы, регулирующие состояние гигиены на транспорте. Из одного отдела меня направляли по телефону в другой, никто толком не мог сказать. Только через два дня удалось узнать от завотделом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» Евгении Оненовой, что  санврачи проверяют лишь условия труда водителей.

 Между тем «Комсомолка» лет шесть назад писала: «Как признались специалисты Центра эпидемиологии и гигиены Петербурга, убирать салоны общественного транспорта необходимо ежедневно. И как минимум – один раз перед выходом машины на маршрут. Причем не просто водичкой, а с использованием моющих средств, вычистить полы, поручни, сиденья и стекла». Грязных элистинских «маршруток» и «ПАЗиков» это тоже касается.

В указанных же выше «Требованиях» пункт 3.3 гласит: «Перевозка пассажиров и грузов допускается только после предварительной очистки, промывки и дезинфекции транспортного средства».

В стране хотели запретить с 2011 года автобусы старше 15 лет, потом планы эти решили реализовать с 2015 года. Автобусный парк России серьезно изношен – около половины его находятся в критическом состоянии, а средний возраст автобуса переваливает за 14 лет. Увы, два года прошло с тех пор, как появились сообщения о том, что минтранс и минфин РФ готовят программу господдержки реформирования пассажирского транспорта. Сколько еще ездить в развалюхах?

Кстати, спустя пару дней после поездки вновь позвонила на Калмавтовокзал и поинтересовалась ценой билета из Элисты до Ростова. Мне ответили: 750 рублей. Уточнила еще – все правильно. Выходит, в течение недели стоимость проезда менялась три раза - 720, 1011 и 750 руб. Курс доллара, что ли, влияет?

Райма ГРИГОРЬЕВА

 Куда жаловаться на грязь-пыль в салоне:

- в отдел потребительского рынка, транспорта и предпринимательства администрации г. Элисты – тел.: 2-97-83, 2-97-30, 4-01-48;

- непосредственно в компанию, обслуживающую маршрут (её координаты обязательно должны быть вывешены в салоне). Необходимо сообщить число, месяц и время происшествия, номер маршрута, госномер транспортного средства;

- в управление Роспотребнадзора, в т.ч. отдел защиты прав потребилей (г. Элиста, ул. Балакаева, д. 8; тел: +7 (847 22) 2-99-30. Эл. почта:  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. ), а также Центр гигиены и эпидемиологии: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

Комментарии (появляются после проверки модератором)  

 
+8 #1 Sergey 15.08.2016 22:43
вы напишите еще о том, почему общественный транспорт в некоторые районы города Элиста прекращает ходить в 20:30? Невозможно же уехать! Почему не теребите городскую власть?
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+3 #2 Валентина 21.12.2016 02:58
да с городским транспортом вообще беда. В 13-ти местную Газель запихивается 20 пассажиров. ГИБДД не проверяет. Еще уехать утром невозможно и вечером тоже. А грязь в салоне? Так я не поняла, насколько чистым должен быть салон Пазика или Газели?
Цитировать | Сообщить модератору
 

Наверх