Warning: Use of undefined constant J_TEMPLATEDIR - assumed 'J_TEMPLATEDIR' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/virtwww/w_smozaika-ru_204cec05/http/templates/sj_financial/component.php on line 15 Warning: include_once(J_TEMPLATEDIR/includes/frame_inc.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/virtwww/w_smozaika-ru_204cec05/http/templates/sj_financial/component.php on line 15 Warning: include_once(): Failed opening 'J_TEMPLATEDIR/includes/frame_inc.php' for inclusion (include_path='.:') in /home/virtwww/w_smozaika-ru_204cec05/http/templates/sj_financial/component.php on line 15 А там ли "Убаши-хан"? Warning: Use of undefined constant J_TEMPLATEDIR - assumed 'J_TEMPLATEDIR' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/virtwww/w_smozaika-ru_204cec05/http/templates/sj_financial/component.php on line 29 Warning: include_once(J_TEMPLATEDIR/includes/head.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/virtwww/w_smozaika-ru_204cec05/http/templates/sj_financial/component.php on line 29 Warning: include_once(): Failed opening 'J_TEMPLATEDIR/includes/head.php' for inclusion (include_path='.:') in /home/virtwww/w_smozaika-ru_204cec05/http/templates/sj_financial/component.php on line 29
http://www.zoofirma.ru/

В 2021 году исполняется 250 лет трагическому исходу большей части калмыков из России в Центральную Азию, сегодня об этом на­поминает величественная конная статуя Убаши-хана – последнего калмыцкого хана, возглавившего в 1771 году этот исход. Инициатива установки памятника в Элисте принадлежит монгольским бизнесме­нам торгоутского происхождения, по заказу которых скульпторы из­готовили точную копию монумен­та, возведенного в городе Булган (Монголия). Скульптура была в 2012 году передана в дар Калмы­кии и установлена в малолюдном месте, на окраине города в восточ­ной промышленной зоне.

И чем Убаши-хан вызвал такое неуважение у своих соплеменни­ков в Калмыкии, что не нашлось достойного места для памятника последнему легитимному предво­дителю Калмыцкого ханства?

Существует две точки зрения при оценке личности Убаши-хана. Согласно одной, увод большей ча­сти калмыков из России – потеря суверенитета, предательство ин­тересов своего народа, повлекшее огромные людские потери в пути следования. Согласно другой, он – герой, который ради сохра­нения самостоятельности своего государства, сохранения кочевого уклада жизни, принял мужествен­ное решение об откочевке.

Ученые-калмыковеды объяс­няют причины ухода калмыков со­кращением в XVIII веке площади кочевий, затруднением доступа к самым обильным кормами и во­дами местам вследствие колони­зации заволжских степей. В числе других причин называются огра­ничение суверенитета и вмеша­тельство царской администрации во внутренние дела Калмыцкого ханства.

Провозглашенное в 1690 году фактически самостоятельное Кал­мыцкое ханство длительное время поддерживало с Россией союзни­ческие отношения, однако после­довавшие во второй половине XVIII века усиление и экспансия Российской империи стали угро­жать кочевому государству.

В ответ на эти вызовы часть национальной элиты, высшее буд­дийское духовенство, приняли ре­шение о возвращении калмыков на историческую родину ойратов в Джунгарию, обезлюдевшую и никому не подвластную после раз­грома в 1758 году Цинской импе­рией Джунгарского ханства. Здесь, в этнической колыбели ойратов, Убаши, взвесив все «за» и «про­тив», хотел продолжить самобыт­ную историю Калмыцкого ханства, единственного после гибели двух других – Джунгарского и Хошоутского – государства ойратов.

Этому великому и дерзкому плану было не суждено осуще­ствиться, так как уже в 1760 году Цинская империя создала в Джун­гарии и Восточном Туркестане провинцию с символическим на­званием Синьцзян (Новая линия), непосредственно выходившую к границам Российской империи. Таким образом, китайцы замкнули Великую степь с востока. Места для суверенного существования кочевников, за которыми сохра­нилась только срединная, самая бесплодная часть евразийского степного пояса, практически не оставалось.

В июле 1771 года почти у са­мой цели своего героического по­хода калмыки были встречены китайскими пограничными вла­стями, и после мучительных раз­думий Убаши был вынужден объ­явить китайцам, что единственной причиной и целью их прибытия является желание вступить в под­данство Китайской империи.

Прибывшим была оказана гу­манитарная помощь. Их вождям пожалованы высокие китайские ти­тулы и выделены земли. Здесь они могли кочевать, управлять своими подданными по своим обычаям, но под жестким контролем, и служить Цинам по китайским правилам.

Иными словами, Убаши привел своих подданных к тому будущему в Китае, от удаленной опасности которого уводил их из России. Уба­ши получил от императора Цяньлуна титул хана и умер в 1774 году в возрасте 29 лет, ненадолго пере­жив крах своих надежд.

На Волге осталось не более трети калмыков (остались большая часть дербетовских родов, а также не сумевшие по разным причинам уйти часть торгутов и хошоутов). Ареал их расселения сжался, поч­ти целиком перейдя на левый бе­рег Волги. Ханство упразднилось и превратилось во внутреннюю российскую провинцию. История калмыков как союзного России го­сударства завершилась.

Возвращение калмыков в 1771 году из Восточной Европы в Центральную Азию – последняя трансконтинентальная миграция евразийских кочевников. Эпоха великих переселений азиатских номадов на этом закончилась. Уход калмыков – это попытка спасти свой суверенный традиционный кочевой мир от разрушающего воздействия превосходившей его по уровню развития, совершенно иной по характеру и потому казав­шейся им опасной русской цивили­зации.

Поведение человека во многом диктуется временем, обществом и самой жизнью. Убаши-хан – жерт­ва обстоятельств, сама жизнь по­ставила его в такие условия, в ко­торых необходимо было принять одно единственное правильное решение. И он его принял, посчи­тав единственно верным. Со мной можно не соглашаться, но считаю, что не нам, с высоты сегодняшнего дня, судить о XVIII веке. Мы с со­бытиями гораздо более близкими не можем разобраться, а здесь с легкостью даем оценки.

С уходом части калмыков царская администрация, сде­лав оргвыводы, упразднила хан­ство, провела карательные меро­приятия, а затем, чтобы пресечь дальнейшие попытки бегства, предприняла различные меры пре­вентивного характера, в том числе смешала роды, стала стравливать между собой оставшихся кал­мыков. Смею предположить, что имеющие место в быту «улусизм» или «хотонизм» расцвели имен­но в этот период. Дефективные, не обремененные здравомыслием люди через века, злонамеренно донесли эти пережитки до своих узколобых, не очень образованных потомков. При этом и в настоящее время никто из оппонентов не может объяснить причины отдель­ных проявлений взаимной непри­язни друг к другу.

Говорят, что политика – это искусство компромисса. Может быть, ради уважения к нашему прошлому, памяти павших в похо­де соплеменников и консолидации нашего народа, стоит каждому из нас отбросить в сторону мелочный гонор, племенную спесь и родовое чванство. Каждое племя и род име­ют славную историю, трудовые и ратные заслуги перед Отечеством. Конечно, человек может и должен гордиться своим происхождением, и это нормально, но только не за счет умаления и ущемления досто­инства окружающих. Мало того что мы извне постоянно получаем какие-то недружественные сигна­лы, так еще и изнутри раскалыва­ют общество корыстные и мелко­травчатые интересы отдельных его представителей. Ведь, несмотря ни что, мы один народ, а сила любо­го народа – в единстве. Сообща мы столько пережили за эти 250 лет, сколько другие народы не пере­жили за тысячу. У нас один язык, одна культура, одна вера, общая история, одна судьба и, надеюсь, общее будущее. Поднимитесь над бытовой суетой и кухонными дряз­гами, впустите в свои сердца бла­городство. Наши соплеменники из разных уголков мира с надеждой смотрят на Калмыкию – единствен­ное на этой планете ойратское национально-территориальное образование, и ждут, что когда-нибудь все вместе, мы, во главе с эпическим Джангром во плоти, будем счастливо жить в реальной, благословенной стране Бумба, под сенью желтого знамени наших предков.

В знак примирения и взаимно­го прощения предлагаю перенести статую Убаши-хана, последнего независимого и самостоятельного в принятии решений вождя нашего народа, в другое, более достойное место. Постамент можно было бы дополнить барельефами на тему «Великого исхода», а сам памят­ник назвать в буддийских тради­циях, например, по примеру сту­пы в районе третьего и четвертого микрорайонов Элисты, памятни­ком «Примирения и согласия».

Герман ДОРАЕВ, историк.
Газета "Элистинский курьер", 14 января 2021 года